понедельник, 9 декабря 2019 г.

Высота, или Рассуждения на тему гениальности.


Я большой поклонник именно авторской парфюмерии, хотя не отрицаю, что в мире есть немало прекрасных брендов, спродюсированных талантливыми и обладающими вкусом людьми, взять хотя бы Frederick Malle или MDCI. И все же ценность отдельно взятого художника всегда видна лучше под призмой тех работ, где ему предоставляется возможность выразить себя без установок извне. Персональный проект - это лакмусовая бумажка, где все становится на свои места, в нем, как на снимке МРТ, виден реальный background отдельно взятого персонажа. Сейчас среди парфюмеров вообще очень модно запускать персональные линейки, только вот результаты такого рода стартапов меня, в большинстве случаев, совсем не возбуждают. Довольно часто выясняется, что король оказывается голым, а его идеи - лишь плодом общего мейнстрима, в котором он всю жизнь успешно вращался, зарабатывая славу и деньги. Безусловно, мое мнение о тех или иных проектах очень субъективно, но, обладая определённым опытом в познании и осознании прекрасного, я все же считаю возможным высказывать личное мнение по поводу работ тех, кто причисляет себя не только к ремесленникам, но и творцам, а это, уважаемые дамы и господа, все-таки вещи совсем не тождественные.

Нет ничего постыдного и оскорбительного в познании и овладевании ремеслом, ибо труд вкупе с непреодолимой тягой к движению вперёд и совершенствованию, а также желанием высказаться и искренне поведать людям о своем видении и переживании тех моментов, которые составляют нашу жизнь, и есть неотъемлемые черты настоящего творца и художника. Мы познаём мир посредством тех инструментов, которые дарованы нам природой, хотя и имеем об этом механизме лишь смутное, пусть и вполне убежденное представление. Любой труд - это возможность сделать себя чуть более другим, даже грузчик в овощной или мясной лавке знает в своём ремесле всегда немного больше, чем тот, кому по роду деятельности или просто волею судеб не приходилось тягать свиные туши или мешки с картофелем. Но талант и ремесло - понятия, пусть близкие и неразрывно связанные, все же имеют разную окраску и печать, ведь талант в какой-то области, даже очень узкой, либо есть изначально, либо отсутствует, и это нормально. Можно стать хорошим спортсменом или известным писателем, но чтобы быть Бьёрндаленом или Маркесом нужен талант. Пропасть между талантом, гением и упорным ремесленником все равно огромна, её нельзя перепрыгнуть или переплыть. Конечно, чудеса иногда случаются, но кто сказал, что это происходит с простыми смертными? 

Если переложить мои мысли в контекст парфюмерного творчества, то я глубоко убежден, что настоящих талантов не более 5%, а значит только каждый двадцатый из выпускников парфюмерных школ может претендовать на то, что его работы войдут в историю, причём это ещё очень оптимистичный расклад. Наличие послужного списка не есть показатель способности делать выдающиеся, по-настоящему судьбоносные, вневременные композиции, здесь в огромной степени велико влияние денег и маркетинга, который этими самыми деньгами и оплачивается, а понятие народного призвания вообще не критерий, ведь хлеб и зрелища ещё испокон веков несли в себе функцию удовлетворения тех потребностей, которые никогда не претендовали на место в рядах прекрасного. Однако, life is life, и приоритеты в обозримом будущем, как и много веков назад, будут по-прежнему вращаться в сегменте насущных, массовых, вполне простых и очень непритязательных желаний.

Влияние гениев на искусство и прогресс в целом очень велико, их предназначение - вызывать тектонические сдвиги в сознании и дарить фантастические эмоции, одновременно распахивая новые двери и освещая пути развития. Через них мы можем познавать тот мир, который до поры до времени был закрыт для нас, этим людям уготовано открывать любые замки и чакры, и не важно, о чем идёт речь - доказательстве теоремы Пуанкаре, создании Houbigant Fougere Royale или песне Time великой группы Pink Floyd.

2 комментария:

Сергей Трифонов комментирует...

Евгений, добрый день!
Что заставило написать такой очерк? То, что стали в год выпускать по 2000 духов?

aromacasa комментирует...

Сергей, здравствуйте! Это, пожалуй, повлияло в том числе, но проблема даже не в количестве релизов, а в их слепом клонировании. Никаких заморочек и новых идей, никакого творчества, большинство тех, кто себя называет парфюмерами творцами не являются и ничего значимого не привносят. Это называется топтаться на месте.