вторник, 29 августа 2017 г.

Two for the Price of One: Affinessence Patchouli - Oud.



Я неоднократно писал, что люблю запах пачули, хотя очевидная непопулярность духов с его акцентированной нотой среди российских покупателей может вызвать у кого-то определённые сомнения в стройности моего вкуса. Ни в коей мере не претендуя на утончённость, мне, тем не менее, искренне кажется странным факт такого отношения к аромату этого замечательного растения, прибывшему в Европу в 17-м веке, ведь его благоухание во многом перекликается с истинно русским бытом ещё не столь давнего прошлого, а иногда и самого что ни есть настоящего.

Пачули пахнет смесью влажной прохладной сырой земли и старых, чуть тронутых белесым налётом плесени досок. Чтобы получить эти ощущения, достаточно спустится в погреб деревенского дома, иногда ласково называемый ямкой, и тогда, открыв тяжелую, врытую вровень с землёй деревянную крышку с покрытыми ржавчиной натруженными петлями, вы окажетесь в волшебном, похожем на сказочное подземное жилище, тишину и покой которого нарушает только скрип приставной лестницы, спускающейся на несколько метров вниз. Ряды стеклянных банок с огурцами и помидорами, внушительных размеров кадка с квашеной капустой, россыпь картошки и пара вёдер крупной мясистой моркови - весь этот непохожий на традиционный фламандский натюрморт и не претендующий на музейную эстетику интерьер, спрятанный от посторонних глаз, любопытства солнечных лучей и пахнущий сказками про леших и домовых, окружает вас неповторимой магией, которую невозможно воспроизвести даже самыми продвинутыми технологиями и 3-D принтерами. И в этом контексте практически полное равнодушие россиян к классической интерпретации пачули в парфюмерии действительно является загадкой.

Надо отметить, что наличие этого ингредиента в пирамиде не всегда вызывает описанные выше ассоциации. Очень часто его альянс с другими нотами, реализованный в современной стилистике, приводит эффекту, когда присутствие запаха холодного, прошитого паутиной корней перегноя приходится, скорее, домысливать, чем ощущать. Однако, взамен мы получаем сочную объемную и очень привлекательную некарамельную сладковатость, которая сегодня становится основным лейтмотивом в современных шипрах и наиболее насыщенных представителях древесного направления. По сути, это совершенно другой взгляд на привычную трактовку, отличающийся от традиционного также, как лесная земляника от садовой клубники, но не оставляющий ровным счётом никаких сомнений в генетическом родстве обеих.

Одним из первых ароматов, в котором мне довелось наблюдать такую трансформацию, был Serge Lutens Chypre Rouge, покоривший мое воображение, как и многие другие работы Великого Магистра и впоследствии, к глубочайшему сожалению , перекочевавший из экспортной линейки в гораздо менее доступную бутиковую. Его отмеченный временем винный шлейф, пропитанный запахом старых бочек и глубоких подвалов обладал замечательным свойством не только одаривать своего обладателя гаммой изысканных ощущений, но и наделял способностью абсолютно спокойно переносить невольное соседство с теми, чьи вкусы находились в плоскости тошнотворного парфюмерного безумия, парализуя их волю и лишая дара речи.

Но, к счастью, иногда хорошие винтажи случаются снова, заставляя винных критиков щедро раздавать высокие баллы, а ценителей этого прекрасного напитка загружать в свои закрома ящики того, что через несколько лет прибавит в цене лишнюю сотню процентов. Я в очередной раз вспомнил об этом, когда мне посчастливилось попробовать аромат Patchouli - Oud от французского бренда Affinessence, после чего желание обладать им переросло в разряд безусловных, а его шлейф рассказал, что несмотря на очевидное различие почерка создателей, с Chypre Rouge их роднит очень многое.



Великие вина бароло и барбареско являются кровными родственниками, ведь в их жилах течёт виноград сорта неббиоло, но в силу разности пусть и соседствующих между собой терруаров, судьба наделила их совершенно отличными друг от друга характерами. Вот и Patchouli-Oud настолько же близок к упомянутому выше творению Serge Lutens, насколько и непохож на него, в чем я нахожу особую прелесть, учитывая изящество и мастерство с какими сделан этот релиз.

Этот аромат не подойдёт сомневающимся натурам, его удел дарить наслаждение тем, кто любит полновесную выразительность и не боится в поисках земных наслаждений опустошить бутылку до дна. Мощный, насыщенный множеством нюансов, говорящих о недюжинном потенциале и при этом абсолютно уравновешенный и спокойный, полный медитативного достоинства и излучающий глубинное зрелое тепло. Его самодостаточность являет собой плод союза двух великих ольфакторных богов - пачули и уда, ставших основой его уникального генотипа, который позволил приблизиться к совершенству, не растеряв по пути сил и не утратив способности говорить. 

Главным отличием композиции Affinessence от лютансовского Chypre Rouge является его нежелание вести беседу на повышенных тонах и насаждать свои правила игры, причём нужно понять, что я не подразумеваю под этим очевидную слабость характера. В противовес своему старшему собрату Patchouli-Oud предпочитает властвовать, искусно маскируя железную хватку под мягким кашемировым футляром и хитросплетениями нот ветивера и ладана, заметно смягчаясь к базе и меняя броскую полнотелость середины на уютное, практически кремовое послевкусие. 

Баланс пачули и уда в этой композиции выстроен очень здорово, и хотя первый ингредиент старается чаще и ярче заявлять о своём присутствии, его партнёр легко и непринуждённо парирует всякие выпады, превращая потенциальное поле соперничества в красивый танец двух мастеров, об уровне которых можно судить по идеально округлым переходам внутри шлейфа. 

Я безоговорочно рекомендую эту работу всем любителям пачули, а также тем, кто хотел бы приобрести удовый аромат вне выраженного восточного контекста. Здесь налицо европейская эстетика, которая бережно рассматривает и препарирует чужие традиции, не нарушая их уклада и обогащая своим видением. Пять баллов и ленинская стипендия.

Комментариев нет: