вторник, 13 ноября 2018 г.

Рассуждения на древесную тему, или О чем шумит ветивер.



Пытаясь понять, что мне нравится больше - николаевский Vetyver или лютансовский Vetiver Oriental, я неожиданно решил пуститься в рассуждения по поводу ароматов, в которых ветивер играет главную партию и сделать небольшой обзор наиболее значимых. Характерный и приятный запах этого растения довольно часто становится сердцем и душой разных парфюмерных композиций,  среди которых много заслуживших безоговорочное признание. 

Итак, если вернуться к Nicolai Vetyver, то в нем мне импонирует мягкая классическая подача, отзывающаяся стуком каблуков по вымощенным улочкам узких европейских улиц, а вот SL Vetiver Oriental неудержимо цепляет безоговорочно древесной и чуть горьковатой загадочностью. С Nicolai хорошо неспешно гулять или  беззаботно, по-стариковски сидеть в кафе на улице, что-нибудь попивая, неважно - кофе или шардоннэ, тогда как Lutens наводит на всякого рода размышления, заставляя додумывать и достраивать. Я, кстати, его именно за эти лабиринты Минотавра и люблю, никогда не знаешь, что за следующим поворотом тебя ждёт. На самом деле, эти ароматы разные не только по идеологии, но и с ольфакторной точки зрения, именно поэтому  Lutens всегда будет на полшага впереди в плане потенциала, ибо его ориентальность - это сразу дополнительный туз при раздаче, будь она с древесным или цветочным уклоном, неважно, ведь ее присутствие всегда добавляет сочности и красок, главное, грамотно распределить ингредиенты, чтобы не обожгло и не слиплось.

Николаевский ветивер можно сравнить со старым пятизвёздочным отелем, история и наследие которого считывается с потертой ковровой дорожки при входе и одетого в униформу швейцара, по чьему выражению лица можно подумать, что он всю жизнь провёл при королевском дворце, а здесь оказался чисто случайно и на пару минут. Это традиции, которым следуют последние лет сто невзирая на то, что за окном уже давно 21 век, этакие скачки в Аскоте, куда принято приходить в цилиндрах и накрахмаленных рубашках. В этой непоколебимости, как в старом кино, безусловно, есть удивительная и неповторимая прелесть, а прикосновение к ней даёт понимание вечных, пусть и немного оставшихся в прошлом ценностей.

Ветивер от Serge Lutens из другого мира. К нему не применимы вещественные атрибуты, его стихия - мысли и образы. В нем нет того воздуха времени, по которому можно безошибочно определить дату появления на свет, ведь такие, как он приходят внезапно, открывая доселе закрытую дверь, скрывающую  ещё одно чудо света. Это аромат-размышление, он заставляет думать и искать, провоцируя на новые знания и открытия, а его шлейф остаётся в памяти, как прочитанная книга. Vetyver Oriental - это нечто неизведанное и рассказанное тем, кому посчастливилось это увидеть и прочувствовать, даже если для этого пришлось продираться сквозь адские джунгли или плыть на плоту в одиночку через океан.

Ветиверная тема в парфюмерии велика и значима, в том числе, и с точки зрения продаж. Наиболее известным и востребованным ароматом этого направления является, пожалуй, Terre d Hermes - самая кассовая работа Jean Claude Ellena, которая переплюнула по продажам даже его мегахит Cartier Declaration, хотя именно последний является для меня вершиной творчества этого парфюмера. Терра, в какой-то момент,  сместил с пьедестала Dior Fahrenheit,  ставшего к тому времени чем-то вроде иконы и носившим титул самого желанного мужского парфюма, причём сделал это не в лоб, не ультимативно, а как-то очень незаметно,  спокойно и уверенно. Я даже допускаю, что ребята из Dior не сразу просекли в чем дело, а когда поняли, то было уже поздно, и Фаренгейт в одночасье стал олдскульным.

Terre d Hermes располагает к себе своим непревзойденным  комфортом и, как мне кажется, в этом гениальность Эллена и Hermes (кстати, если кто не в курсе: правильно говорить не Эрме, а Эрмис), которые если не предвосхитили, то точно угадали с изменениями настроений и пристрастий в обществе. Настойчивая брутальность уступила дорогу ироничной  метросексуальности, а интернет отодвинул в сторону телевидение, наводнив мир информацией и картинками, за которыми раньше нужно было плыть, лететь или просто идти, стирая ноги и кроссовки за тридевять земель. Один клик - и ты уже смотришь онлайн репортаж из джунглей Амазонки или лицезреешь холодную молчаливость Шпицбергена. И в этом контексте как раз Терра стала тем удобным и прочным мостиком, который перебросили между прошлым и будущим.

Надо сказать, что Эллена ничуть не изменил своему стилю в этом аромате: он может и не столь акварельный, но все же прозрачный и пропитанный духом свободы. Его ладная тёплая древесность с цитрусово-перечным акцентом выстроена так, чтобы выглядеть одинаково с любого ракурса, и это абсолютно гениально, она как бы окружает тебя, помещая в центр и убирая все стены и перегородки, чтобы дать ощущение объёма и пространства. Он понятен и даже где-то приземлён, как трава, растущая на камнях, но от этого не менее симпатичен, и уж точно ему великолепно удаётся стать своим парнем в любой компании.

Ещё один великий ветивер, о котором обязательно нужно упомянуть, был создан незабвенной Mona di Orio. Для меня это самый женский из известных мне ветиверных ароматов, что, впрочем, никоим образом не намекает на его гендерную принадлежность - я пользовался им с легкостью и огромным удовольствием, а покупателей-мужчин у него было всегда больше, чем женщин. И все-таки, благодаря волшебной мягкости и плавности ароматических линий, его всегда хотелось посоветовать попробовать и приобрести именно представительницам прекрасного пола. Вообще работы Моны -  это не только гениальные и живые композиции, но и убедительное свидетельство того, что ароматы унисекс существуют в реальной жизни, а не только в мозгу маркетологов. 

Lalique Encre Noir - следующий культовый ветивер, получивший из-за характерной формы флакона  прозвище Чернила. Впрочем, это справедливо и для содержимого, ведь сам аромат такой же тёмный, непрозрачный и необъяснимо притягательный, как это бывает с харизматичными личностями. Дымный, как лесной костёр , мрачный, как нависшие ветви огромных елей, сухой, как опавшие листья. Он пахнет влажной корой и чернозёмом, погребом, лешими и картинами Шишкина. Прекрасно понимаю тех людей, которые наркотически привязаны к этому шедевру.

Lalique Encre Noir многие сравниваю с другим ветиверным бестселлером - Chanel Sycomore. Любимчик завсегдатаев бутиков Chanel и прочего пригламуренного населения, тем не менее, вполне приличен и заслуживает внимания, но плакать и рыдать в его присутствии, как это делают несовершеннолетние школьницы на концерте Димы Билана, я бы не стал, тем более, что в эксклюзивной линейке Chanel есть вещи и поинтереснее. И все же Sycomore нужно знать, чтобы хотя бы попытаться найти ответ на вопрос, связанный с его популярностью. Что это - массовое помешательство, ароматический гипноз, просто тайный сговор производителя с Кашпировским или неизведанные до конца свойства масла ветивера? На самом деле, просто хорошее понимание вопроса, чего хотят люди помноженное на мастерство парфюмера.

Кстати, в качестве альтернативы Sycomore я периодически и с успехом предлагаю клиентам Olfactive Studio Autoportrait , который сделала все та же Natalie Lorson. Ветивер здесь не столь выражен, но ощутим и приятен и в компанией с кедром и ладаном, пахнет дзеном и ромашковым чаем. Аромат может и не самый яркий в ассортименте марки, но при правильном подходе способен творить чудеса продаж, особенно, когда клиенту хочется «чего-то древесненького» и тёплого, а коньяка ХО в вашей лавке не продают.

А вот Le Labo Vetiver 46 - это не про ветивер совсем, хотя в начале он есть, но вот потом происходит необъяснимая трансформация, и смысл названия аромата теряется. Чудесное превращение или новый взгляд? Техногенный ветивер - вот так бы я его назвал, виртуальная голограмма, которая самоуничтожается, как послание для главного героя Миссия Невыполнима. В Le Labo, как мне кажется, очень сильно прокачана концепция подачи, с ней можно все что угодно продавать, не только парфюм, и именно по этой причине Estée Lauder их купили, ибо понимали, что тут покупатель все сам домыслит, чего надо и не надо. И будет всем счастье.

Краткий экскурс по ветиверным достопримечательностям был бы неполным без  Lorenzo Villoresi Vetyver, ведь ничего не сказать об этом шедевре - значит оборвать повествование, забыв рассказать о главном. Эта композиция из тех миров, которые приходят к нам во снах и уже никогда не отпускают, привязывая невидимой и неведомой силой притяжения, удерживающей на орбите между явью и вымыслом. Виллорези, в своей традиционной и абсолютно неповторимой манере преподносит то, над чем можно размышлять всю оставшуюся жизнь, черпая вдохновение и открывая новые миры, погружаясь в глубину ольфакторного омута. Непостижимая мощь и потрясающая утонченность, и все в одном флаконе.

На самом деле, список парфюмерных ветиверов можно продолжать еще долго - Guerlain Vetiver, Grey Vetiver от Tom Ford, Le Galion Vetiver, Creed Original Vetiver и Vetiver Extraordinaire от Frederic Malle, но, в любом случае, это будет лишь верхушка айсберга, поэтому я все же позволю себе остановиться, ведь моей целью не является обзор каждого из ароматов этой славной когорты. Напоследок отмечу, что ветиверные ароматы показаны в первую очередь любителям древесных композиций, а также кожаных шипров, впрочем, довольно часто они хорошо заходят и тем, кто ценит классические одеколоны и фужеры.


2 комментария:

Анастасия Р. комментирует...

Евгений)) если бы мы с вами жили в средневековье вы были бы великим французским парфюмером, а я мечтала стать вашей ученицей! Из всех упомянутых ароматов являюсь обладательницей только ветивера Моны и очень его люблю)

aromacasa комментирует...

Анастасия, мне, конечно, было бы очень приятно работать с такой одаренной ученицей, Вашему вкусу можно только позавидовать!